Лемара Селендили: Россия - правовое государство. Смогу ли я защитить себя?!

6-05-2014, 15:52
Лемара Селендили: Россия - правовое государство.  Смогу ли я защитить себя?!

6 мая, «Крымский вектор», Мария Алмазова. Переформатирование правительства Крыма после мартовского референдума сильно изменило состав исполнительного органа. Никто не объяснил, по каким критериям увольняли чиновников, по каким качествам и заслугам набирали новых сотрудников. Но ко всем ли были проявлены объективность и справедливость?..

Заместителя министра образования, науки, молодежи и спорта Республики Крым Лемару Селендили уволили из министерства в один день. Сама она считает, что её попросту "выкинули на улицу". В эксклюзивном интервью экс-замминистра рассказала «Крымскому вектору» о потрясшем её событии.
В должности заместителя министра Лемара Селендили проработала восемь месяцев. Курировала вопросы образования на родных языках крымских национальных сообществ - крымскотатарском языке, украинском, греческом, армянском и болгарском.

- Когда же и почему вас уволили?

- После селекторного совещания с представителями министерства образования России и представителями субъектов РФ наша министр образования, науки, молодежи и спорта Крыма Наталья Гончарова сказала, что всех коллег подтвердили на должности, а меня нет. И дала мне указ и.о. главы республики Сергея Аксёнова, в котором я прочла: «Освободить от занимаемой должности, согласно поданного заявления».
Лемара Селендили: Россия - правовое государство.  Смогу ли я защитить себя?!


- То есть вы сами подали заявление об увольнении?

- Точную дату я назвать не могу, копии заявления у меня нет, по-моему, это было четвёртого апреля, министр в присутствии начальника отдела кадров объявила своим заместителям, что министерство реорганизуется. Поэтому нужно написать два заявления: об увольнении с занимаемой должности, а другое - о приёме на работу в министерство образования образования, науки и молодёжи. Нам сказали, что это формальная процедура, необходимая при вступлении в правовое поле нового государства. А 25 апреля мне сообщили, что я освобождена от должности, необходимо срочно до 18.00 найти место работы. Это был гром среди ясного неба! Как же так, ведь существует же процедура увольнения! Получается, меня обманули? В этот же день я написала заявление на имя Натальи Гончаровой о несогласии и попросила отозвать оба заявления.
Лемара Селендили: Россия - правовое государство.  Смогу ли я защитить себя?!


- Возможно, к вашей работе были претензии?

- Никаких ко мне нет нареканий не было. Я до этого работала в Таврическом национальном университете, меня никто не может упрекнуть в непорядочности и недобросовестности. Министр сказала, что до 18.00 нужно издать приказ о моём увольнении по соглашению сторон. Я попросила министра чуть подождать, чтобы трудоустроиться, потому что мне за две недели должны были сказать, что я буду уволена. Но меня "выкинули", как в условиях депортации. Мне даже не дали времени, чтобы забрать свои вещи из кабинета. Я отказалась подписывать приказ о моём увольнении, я отказалась это делать без согласования с юристами.

- Сколько Вы проработали на этой должности?

- Восемь месяцев. Меня назначили на эту должность, как представителя крымскотатарского народа и как специалиста по крымскотатарскому языку. До этого крымские татары были замами в министерстве, но ни один из них не назначался на должность с функциями куратора образования на родных языках. Моя должность появилась в связи с выходом закона о региональных языках.
- Есть ли представители крымских татар на руководящих должностях в министерстве образования, науки и молодежи республики?

-Нет, я была одна. И это очень тяжело быть одной, когда ты решаешь вопросы целого народа. Нужно доказывать, что народ депортированный и репрессированный. Такой экзамен я сдавала министру в присутствии замов. Сейчас, слава Аллаху, подписан закон о реабилитации и теперь мне не нужно, как студентке, перед руководством оправдываться, что я прошу защиты образования на родном языке для народа, подвергшегося депортации.

- Так почему же так с вами поступили?

- Я 15 лет после аспирантуры нахожусь в системе образования и никогда не выражала чью-то точку зрения. Моя точка зрения в научном мире получала поддержку. Я никогда не чувствовала национализма. Придя в министерство, я столкнулась с тем, что, оказывается, в Крыму, крымских татар не любят. Я этим была шокирована. 15 лет в ТНУ мне никогда никто не говорил, что нас нет или не будет. К сожалению, в министерстве я часто об этом слышала. Когда я сюда пришла, встал вопрос о разработке концепции образования на крымскотатарском языке, до меня учёных три года водили за нос, им не давали её разработать , просто создавалась иллюзия процесса. Я настояла на переформатировании рабочей группы, чтобы мы эту концепцию создали. Мне очень помогал в этом вопросе Энвер Абдураимов и Сафуре Каджаметова, депутаты Верховного совета АРК. Мы всё просчитали и поняли, что у нашего народа много проблем, требующих финансовых вложений, потому что школы не обустроены: фактически нет программно-методического обеспечения, учебников, специалистов-предметников, здания школ, бывшие детские сады, не имеют спортзалов, столовых, туалетов и т.д. Речь о школах с крымскотатарским языком обучения.
Нам нужно готовить специалистов-предметников, так считаю не только я, но и учёные крымские татары, которые в этой области работают. По этому поводу часто были конфликты с министром. План работы на 2014 год приняли, не согласовав его со мной, все наши мероприятия вычеркнули. Оставили традиционные формальные мероприятия. Естественно, кто будет доволен такой ситуацией? Я - крымская татарка, мне больно, что на нашей родной земле мы не можем сдвинуться с места. К слову, в России 90% тюркского мира и все нормально говорят на своих языках и развиваются. А у нас...
После референдума практически ежедневно обращалась к министру. Общаться мне было сложно, министр меня не принимала, фактически игнорировала, попасть к ней на приём было очень сложно. Человеку с улицы гораздо проще это сделать. Я общалась с ней служебными записками, либо по телефону у меня другого выхода не было. Я постоянно говорила о том, что нам необходимо переводить учебники. Получила жёсткий отпор. Я не сидела сложа руки: изучила процедуру издания учебников, ознакомила с ней министра, подготовила проект закона о республиканском комплекте учебников, разработала положение об экспертном совете, в других республиках РФ такие есть, и представила их министру. Всего нужно по одной тысячи учебников по крымскотатарскому языку для каждого класса с крымскотатарским языком обучения.
Мы сформировали предложения в закон об образовании, три страницы, но их судьбу я не знаю. Основная идея – это одинаковые стартовые условия для изучения всех трёх государственных языков. Если взять опыт работы в Татарстане, то обучение происходит так: можно делить класс на группы – одни дети изучают украинский, другие крымскотатарский, потом наоборот. Таким образом все три языка изучают все. Однако идею о государственных языках свели к тому, что это право выбора. Право выбора – это обучение на языке, а когда три государственных языка - их изучают все по определённым программам. Разве это плохо? Мои дети знают все три языка, и я этим горжусь, кроме этого они знают английский и турецкий. Нам надо перенимать опыт Татарстана, у них всё очень доступно и не противоречит нормативно-правовой базе РФ.

- Вы принимали участие в референдуме?

- Я аполитична. То, что меджлис не поддержал референдум это его право и его позиция. Но когда есть позиция, должна быть оппозиция и интерпозиция. Я посчитала, что крымским татарам нужно быть там, где сосредоточен весь тюркский мир. Я поддержала референдум, выступила на ГТРК «Крым» в пресс-центре с этим вопросом. Потому что считаю, что крымские татары — это народ, каждый в отдельности крымский татарин вправе выражать именно свое мнение, мы не должны идти по желанию только одной инициативной стороны, у нас разные политические взгляды, но при этом цель одна, мы все остаёмся крымскими татарами. Мы ни на шаг не отходим от национальной идеи, я считаю, что мой народ достоин большего. Мы не должны сидеть на рынках и ходить с пахлавой по берегу, у нас есть образованные люди, они должны работать в соответствии со своим образованием. Родители, пережившие депортацию, стараются вложить в воспитание и образование своих детей всё, что могут. Мы можем и должны реализовываться в новом нормативно-правовом поле. Нам надо много работать, чтобы возродить образование на родном языке.

- А меджлис мог повлиять на ваше увольнение?

- Меня назначили на эту должность не согласовывая с меджлисом, но уволили, по словам министра образования, по решению меджлиса. Я никогда не обращалась в меджлис. Кстати, когда министр увольняла, она сказала, что кадровые вопросы по крымским татарам решает меджлис и рекомендовала идти туда. Но я не пойду в меджлис, потому что гражданка России, нахожусь в правовом поле Российской Федерации и свои проблемы должна решать по закону.

- А должна ли власть согласовывать кадровые вопросы с меджлисом?

- Это одна из причин, по которой я поддержала референдум. Потому что есть очень много образованных крымских татар, которые не связаны с политикой. Они остаются за бортом, они не могут трудоустроиться. Я считаю, что никакая политическая организация не должна руководить этим процессом. Это дискриминация по национальному признаку. Общественная организация может поднимать проблемы. Мы живём не в резервации, а в правовом поле большого государства, причём здесь общественные организации? Меджлис – это национальная организация. Между прочим, за восемь месяцев работы в министерстве я не ощутила никакой поддержки от меджлиса. Но мне помогала общественная организация «Маарифчи» - ассоциация работников образования крымских татар. Именно эта организация координировала работу в сфере образования на протяжении многих лет. Организация «Крым- Юрт», и «Крымский центр «Инициатива»» приходили ко мне с предложениями, старались оказать нам свою посильную помощь. Если бы меджлис пришел с инициативой в сфере образования, я бы поддержала все рациональные предложения. Я за деловое сотрудничество.

- Вы уже получили ответ на ваше заявление министру Гончаровой?

- Ещё пока нет. Такое же заявление я написала на имя и.о главы республики Сергея Аксёнова. Потому что указ получила подписанный им. Для меня это было удивительно, потому что Сергей Валерьевич на встрече еще до референдума сказал, что он сделает всё, чтобы в Крыму работало нормальное правовое поле.

- Что вы намерены предпринять?

- Для начала получу ответы на заявления. А дальше - в зависимости от ситуации. Возможно, пойду в суд, правда, ещё смутно всё представляю, но не потому что хочу вернуться на эту должность. Была задета моя честь, достоинство и деловая репутация. Без суда, следствия и выдвинутых причин меня просто выкинули на улицу - это прямое нарушение прав человека. Как мне объяснил юрист, рассмотреть одно заявление и не дать ответ на второе – это мошенничество.

Справка: Лемара Селендили - кандидат филологических наук, доцент, закончила докторантуру ТНУ имени В.И. Вернадского.
В 2008 году получила Государственную премию президента Украины для молодых учёных за цикл работ по синтаксису крымскотатарского языка. В 2009 получила Грант президента Украины. Автор 2 монографий, 2 учебников, словарей, более 60 научных статей. С 2005 года в составе рабочей группы МОНМС АРК работала над созданием Концепции образования на крымскотатарском языке. При поддержке организации «Крым-Юрт» выступала на Всемирном конгрессе крымских татар. Научные исследования связаны с синтаксисом, структурной, прикладной и математической лингвистикой крымскотатарского языка.
ТОП новости
СМИ: освобождён Павел Губарев
СМИ: освобождён Павел Губарев
7 мая, «Крымский вектор», Мария Алмазова. Народный губернатор Донецкой области Павел Губарев был освобождён в обмен на сотрудника Службы безопасности Украины. Вместе с тем, в пресс-службе народного ополчения, а также глава правительства Донецкой народной республики Денис Пушилин пока не подтвердили эту информацию, сообщает РИА новости.
Дамба Крыму не повредит
Дамба Крыму не повредит
7 мая, «Крымский вектор», Елена Слипакова. Дамба в русле Северо-Крымского канала, с помощью которой Украина намерена полностью отрезать полуостров от подачи воды, уже ничем не может навредить Республике, сообщает ИТАР-ТАСС. Она лишь навредит экологии Херсонской области и акватории Чёрного моря.
Строительство моста через Керченский пролив на контроле у Путина
Строительство моста через Керченский пролив на контроле у Путина
7 мая, "Крымский вектор", Мария Тихонова. В Керчи состоялось совещание, которое посетил министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов. Рассматривался вопрос строительства перехода через Керченский пролив. Участие в совещании приняли заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Евгений Луковников, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк, министр транспорта Республики Крым Юрий Шевченко, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Костюк и другие официальные лица, передаёт пресс-служба Керченского горсовета.
Эксклюзивное интервью
Лемара Селендили: Россия - правовое государство.  Смогу ли я защитить себя?!
Лемара Селендили: Россия - правовое государство. Смогу ли я защитить себя?!
6 мая, «Крымский вектор», Мария Алмазова. Переформатирование правительства Крыма после мартовского референдума сильно изменило состав исполнительного органа. Никто не объяснил, по каким критериям увольняли чиновников, по каким качествам и заслугам набирали новых сотрудников. Но ко всем ли были проявлены объективность и справедливость?..
Илья Глазков: Наталья Руденко уволилась. По собственному желанию
Илья Глазков: Наталья Руденко уволилась. По собственному желанию
10 апреля, «Крымский вектор», Мария Алмазова. Директор знаменитой симефропольской украинской школы-гимназии Наталья Руденко написала заявление об увольнении.
Нас ждали под Корсунем. «Майдановцы» вели себя, как эсэсовцы
Нас ждали под Корсунем. «Майдановцы» вели себя, как эсэсовцы
4 апреля, «Крымский вектор», Мария Алмазова. 20 февраля восемь автобусов с крымчанами возвращались из Киева. Колонна автобусов была остановлена под Корсунем, Черкасской области «майдановцами». Экстремисты решили отомстить тем, кто был на «антимайдане».

В какой валюте нужно хранить деньги?

В рублях. Уверен, что кризис нам не грозит
В рублях, долларах и евро. Хранить только в одной валюте опасно
Только не в рублях
В гривнах, конечно

 
Календарь событий
«     Май 2014    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31